|
О теме Семинара
Вопрос о теме семинара для меня распадется на две части: методическую и содержательную.
Методическая часть: как, каким способом решать этот вопрос? –
1. Мне было бы наиболее интересно решать его совместно со всеми другими участниками семинара (причем условие «со всеми» здесь существенно) в живом обсуждении. Однако, наблюдая, что происходит в реальности, я вижу, что этого почему-то не получается. Отсюда для меня возникает одна из текущих тем – «почему не получается организовать обсуждение темы семинара?» Довольно интересный сам по себе вопрос и, я думаю, с далеко идущими последствиями.
2. Я считаю, что тем у семинара может быть много, что постановка, актуализация и забывание тех или иных тем – это нормальный динамический процесс функционирования семинара. При этом, конечно, может существовать и какая-то единая тема – как шапка, заглавие для всех остальных тем, которая так же может меняться со временем, но в более медленном темпе.
3. На самом деле, у семинара есть тема, но она сформулирована необычным способом – как привязка к месту и времени его проведения. Эта тема дана в персоне человека, от которого эти условия – время и место – зависят. Поэтому название «Семинар Аршинова», на мой взгляд, очень внятно и глубоко (глубже любой частной темы, которая может быть сформулирована).
Содержательная часть: чем заниматься на семинаре, о чем говорить? –
1. На философском семинаре мне интересно заниматься философским обсуждением и ничем другим. Мне не хотелось бы, чтобы семинар превращался в производственное совещание, либо в какую-либо еще продуктивную деятельность (кроме философской продуктивности), потому что для этого есть другое время. Что касается собственно темы разговора, то я готов принять любую тему, которая будет сформулирована всеми участниками при моем участии, как я сказал выше.
2. Собственно мне интересна тема, связанная с вопросами развития, эволюции, роста и т.д. естественных систем. Иначе говоря, философское осмысление социальных процессов. Мне интересно исследовать, как мой личностный рост связан с ростом групп (малых, больших и масс), организаций и всего человечества в целом.
3. В связи с предыдущим вопросом, мне интересен более частный вопрос, как организовать (или идентифицировать среди имеющихся) международную конференцию, в которой проявился бы феномен эволюции всего человеческого общества? (Этот вопрос я иногда формулирую в более заостренной форме: можно ли организовать «Русский Давос»?). Тема конференции – предмет для обсуждения на семинаре.
4. Наконец, совсем уже частный вопрос. Я считаю, что, занимаясь организацией международной конференции (см.п.3), можно предложить бизнес-сообществу достаточно ценную (и потому дорогостоящую) услугу по развитию процессов бизнеса, причем сделать это в понятной форме, а именно в форме конкретной привязки к упомянутой конференции. Конкретные формулировки предложения услуги – предмет для обсуждения на семинаре.
5. Вариант названия (темы?) семинара, который мне нравится: «Философские практики».
ПРИЛОЖЕНИЕ
- Важна не тема - важно развить чувствительность к некоему социальному процессу в области философии - чувствительность, которая позволила бы оседлать волну общественного интереса (только философского!) к вопросам социального развития (движения). Так, мне очень интересен подход Лумана и я бы пригласил поучаствовать какое-то время в семинаре Антоновского.
- Что касается «международного форума», то последняя моя идея на это счет – это идея конференции, посвященной вопросам супервизии. Я склонен предполагать, что практика супервизии дает нам пример коммуникации на 3 уровне. 1 уровень – непосредственная деятельность людей (просто разговор, прямая коммуникация по сути тех или иных тем), 2 уровень – консалтинговая практика разного рода (в том числе, терапия; разговор о разговоре, исследование коммуникации), 3 уровень – супервизия или исследование исследования (?). Структура этого «форума» мне видится как довольно сложная вещь, в частности, связанная с другими международными образованиями.
Леонид ЖУКОВ,
20.11.06 |
|